История Мраморного карьера в Рускеала.

Увеличить

2012-10-28


В преддверии новой вылазки легионеров нашего дайвинг-клуба на Мраморный карьер, которая планируется в период со 2-го по 4-е ноября, решили немного «окунуться» в историю этих мест…

Ну и для «любителей рассматривать картинки», сопроводили рассказ фото отчетом, о прошедших этим летом поездках в Рускеалу…

Как вы уже знаете, Рускеальский мраморный карьер расположены в 25 км к северу от города Сортавала вблизи от поселка Рускеала и реки Тохмайоки. Название речушки достаточно «смысловое» и в переводе означает – бешенная, дурная…

Название же самого поселка Рускеала, видимо происходит от карельского «ruskea» — коричневый, рыжий, красный по цвету воды в реке Тохмайоки. Уж, очень много в ней соединений железа.

Те, кто пользовался водопроводной водой в Кирхе, останавливаясь на ночевки между погружениями, наверное, обратил внимание на цвет водички, текущей из крана…

Железом богаты и местные рыжевато-коричневые почвы. В давние времена недалеко от Рускеала, в местечке Ханки добывали железную руду — охру.


Примерно в середине XVII века шведы, захватившие Корельский уезд в 1632 году, стали добывать в этих местах мрамор. Использовался он для производства строительной извести…

После окончания Северной войны и установления новых границ между Россией и Швецией, старые шведские каменоломни оказались на русской территории.

9 августа 1766 года в Рускеала началась опытная добыча мрамора, которая показала хорошие перспективы месторождения.

С 1769 года Рускеальские мраморные ломки были переданы в ведение Комиссии по строительству Исаакиевского собора. Горными работами поначалу руководили итальянские мастера. Основная добыча мрамора велась на горе Белой, названной так по цвету слагающего ее мрамора светло-серой, голубовато-серой окраски, с тонкими белыми и серыми прожилками.

Мрамор в Рускеала с 1769 по 1840-е годы добывали буровзрывным способом. Вначале рабочие вдоль подошвы уступа карьера и по краям размеченного блока проходили широкие и глубокие рвы. Для этого они использовали буры, которыми вручную, ударяя по ним молотами, сверлили в мраморе отверстия. Эти скважины затем забивали порохом и подрывали. Чтобы окончательно оторвать камень от скалы, также бурили скважины с тыльной стороны блока, и их тоже подрывали. Тогда блок откалывался от скалы и оседал на дно карьера.

Затем к работе приступали каменотесы, которые придавали блокам нужную форму. После этого камни грузили на крепкие сани, в них впрягалось несколько десятков лошадей, которые по снегу тащили столь великий груз до деревни Хелюля. Там камни оставляли до весны. С наступлением навигации сюда из Санкт-Петербурга приходили галиоты с продуктами. На обратном пути они загружались мрамором и отправлялись по реке Хелюля, Ладожскому озеру и Неве до столицы.



С 1898 по 1939 годы Рускеальское месторождение интенсивно разрабатывалось на известь, декоративную крошку, щебень и облицовочные блоки акционерным обществом «Рускеала мрамор». В это время добыча мрамора велась комбинированным способом — карьерами, шахтами и штольнями, в 6 горизонтов, три из которых были подземными. При добыче мрамора применялся буровзрывной способ, который позволял получать дробленную горную массу.

В результате работ размеры карьеров достигли 200-450 м в длину, 50 — 120 м в ширину и 30-60 м в глубину. Общая длина подземных тоннелей (штолен и штреков), пронизывающих мраморную толщу, составила несколько километров, а глубина трех шахт — по 40-55 м.

По мере углубления и расширения «Главного» карьера Рускеальского месторождения часть подземных тоннелей была уничтожена, но часть сохранилась в виде причудливых «пещер» и «гротов».

На втором горизонте (отметка +105-106 м над уровнем Балтийского моря) в 1930-е годы до ствола шахты No 2 были пройдены две встречные штольни, одна из которых (большая) служила для транспортировки пустых вагонеток, а друга (меньшая) — для передвижения рабочих.

Подошва третьего горизонта (+93-94 м) сейчас находится чуть выше уровня воды в карьере. Подземные выработки этого горизонта имели вид штолен, пробитых в северо-западном борту карьера. При расширении карьера часть этих выработок исчезла. До сих пор сохранились транспортная штольня с двумя устьями и один небольшой грот.

Штольня средним сечением 2х2 м идет в северо-западном направлении, постепенно отклоняясь к западу, и в 90 м от устья соединяется с другой, поперечной, штольней, выход которой на поверхность сейчас завален. Общая длина подземного тоннеля составляет около 180 м.

До войны вторая штольня, пройденная из соседнего карьера с юго-запада на северо-восток, выходила в 120 м от поверхности в сложную систему огромных подземных выработок так называемого «Рускеальского провала», подошва которых расположена на уровне четвертого горизонта (+ 81-82 м).

В 1930-е годы тонкая кровля над тоннелями обрушилась, и образовалось большое отверстие — провал, давшее название всему здешнему подземному комплексу.

Поначалу подземные выработки третьего и четвертого горизонтов проходились отдельно друг от друга, но затем их объединили вместе — так образовались эти грандиозные подземные мраморные залы с мощными колоннами-целиками высотой до 16-20 м. Грунтовые воды лишь на 2/3 затопили подземелья, так, что здесь летом можно плавать на лодках, а зимой спускаться на лед и бродить между лабиринтами колон.

Подземные выработки четвертого горизонта раньше занимали значительно большую площадь, но были частично уничтожены при расширении «Главного» карьера. Их остатки до сих пор прослеживаются к востоку от «Рускеальского провала» в виде широких затопленных тоннелей, разделенных целиками и одного транспортного штрека, соединявшего между собой шахты No 2 и No 1.

Следы этих выработок — полузатопленные гроты — можно наблюдать на северной стенке карьера. Всего на четвертом горизонте было добыто более 40 тысяч кубометров мрамора для производства извести и щебня.

Подземные выработки пятого горизонта (+69-70 м) до расширения карьера занимали значительную площадь — (40-100)х350 м. Они имели необычайно большие размеры в плане и разделялись мощными целиками. Ширина подземных тоннелей достигала 20-40 м, при высоте кровли 3-10 м. На этом горизонте всего было добыто более 80 тыс. кубометров мрамора.

Шестой горизонт (+55 м), расположенный ниже подошвы «Главного» карьера, стали отрабатывать только в конце 1930-х годов через специально устроенную для этого наклонную шахту No 3. Подземные выработки этого горизонта имеют очень маленькие размеры.

В 1900-1930-е годы по дну всех подземных тоннелей третьего, четвертого, пятого и шестого горизонтов были уложены узкоколейные железные дороги, по которым вывозили в карьер и к стволам шахт вагонетки с кусками мрамора.

Железные дороги также были и в самом карьере. Далее груженные мрамором вагонетки поднимали на поверхность с помощью подъемных механизмов либо со дна карьера, либо по стволам шахт.

После войны, с осени 1944 года, началось восстановление Рускеальского известкового завода и мраморных карьеров. Старый «Главный» карьер, с оперяющими его подземными выработками, решили не трогать, и вода быстро заполнила его большую часть. Так образовалось красивое «Мраморное озеро»...


Наш дайвинг клуб регулярно организует выезды для погружений разного уровня сложности на Мраморный карьер в Рускеала.

Желающие присоединиться к нашим программам погружений и понырять в хорошей компании, могут связаться со мной по телефону : + 7 921 796 11 36 ( Константин Некрасов) или отправить свою заявку по электронной почте : club@tech-diving.ru

Skype: banderas2070







Читайте в разделе "Путевые заметки":


1. Галапагосы. Дайвинг-сафари и немного об Эквадоре...

2. Один месяц в дороге, или проездом по Центральной Америке...(Коста Рика, Белиз (Belize), Гватемала(Guatemala))

3. КУБА-далеко...КУБА-РЯДОМ...

4. Обитатели Красного моря…или кого можно увидеть и сфотографировать под водой, за пару недель пребывания в Хургаде .

5. Тайны хрустального черепа...

6. Корсика, драйв-дайвинг сафари.

7. Погружение на Wreck Hebat Allah. Красное море. Египет.

8. ОКЕАН ВЕЗЕНИЯ...

9. Драйвдайвинг легионеров клуба "ORCA" в Норвегии...

10. Rosalie Moeller wreck .

11. Под водой найден клад!

12. Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель « Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона».

13. Джип-сафари по Сардинии и Корсике.

14.Ралли Шелковый Путь (Silk Way Rally ).

15.Описание дайв-сайтов озер Ленинградской области.

16.Приключения девушки дайвера на островах Индонезии. Алор,Бунакен,Траванган.

17.Дайвинг на островах архипелага Фиджи.

18."Переведи меня через Арно", или прогулки по Флоренции. Часть 1.

19.Испания. Архипелаг Медас. Проездом по Барселоне.

20.Приключения женской части легиона дайвинг-клуба ORCA на Мальте.

21.Проездом через Нюренберг...

22.Дорога в Тикаль. Гватемала.

23.Гоа, поездка в край аюрведы, дауншифтеров и бесконечных песчанных пляжей.

24.Продолжение рассказа о путешествии легионеров клуба ORCA по Эквадору. Галапагосы.Дайвинг-сафари.

25.Джип-сафари по Сардинии и Корсике. Путевые заметки...

26.Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель « Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона». Часть 2.

27."Китайская мозаика". Путевые заметки о Китае. Часть I.

28.Остров Half Moon.