Ралли Шелковый Путь (Silk Way Rally ).

Увеличить


Вместо Пролога:


Привет, Константин!

Ну нет во мне писательского начала, поэтому свести оба отчёта об обеих ралли-марафонах в один, выдержав единую стилистику… не умею я так.

Сейчас перечитал то, что писал уже больше года назад о своём первом марафоне – понравилось, как говорится, вспомнил молодость. Хорошо тогда прокатились! Для меня тогда это было наверное больше приключение нежели спорт, поэтому большую часть повествования занимают чувства, а не технические подробности и спортивные факты.


Мечта проехать Дакар появилась у меня с того самого времени, когда я впервые увидел эти гонки.

Вот где гоняют настоящие мужики: бесконечная череда сложностей, коварство песков и степных дорог, спортивная техника!

Но по понятным финансовым причинам, а также моего разгильдяйства, она не могла быть реализована. В феврале этого года как-то общаясь с отцом, узнал, что у него Дакар так же значится в списке «построить дом, посадить сына, вырастить дерево …». В общем, договорились, и на первый план вышел вопрос «Как ехать? На чём? Куда звонить, к кому обращаться? Да и пустят ли вообще?». Тут на помощь пришёл Интернет и поисковики. За пару дней прочитал тучу статей о ралли-рейдах, отчётов ребят из СНГ о «первом выезде на соревнования типа Дакар», и чувствовал себя уже более-менее в курсе, но и представить не мог, что не узнал о подобных марафонах ничего...

В итоге познакомился с Майоровым Леонидом Николаевичем и из разговора с ним понял, что всё в этом мире возможно. Но в основной Дакар во-первых просто так новичков никто не пустит, а во-вторых есть глубочайшие сомнения, что такие ламеры как мы пройдут ту трассу, которую далеко не все профессионалы могут осилить. Поэтому выбор пал на «Шёлковый путь», который конечно ни в коем разе нельзя назвать тренировочным, т.к. всё равно обещалась полная жесть: СУ по 400-600 км, пески-дюны-пустыни, сложности с навигацией в степях, но всё же этот этап серии Дакар во много раз ближе (т.е. на порядок дешевле) и меньше по времени (опять же дешевле). И для того, чтобы проверить себя и своё желание добраться до вершины ралли-рейдов – это отличный вариант, правда абсолютно сумасшедший и безбашенный, но вариант.

Надо сказать, что Леонид Николаевич – заслуженный тренер СССР и России, основатель ралли-рейдов в России, сам участник 10-ти Дакаров. По рекомендации Майрова, я обратился в команду Georaid-RSG, с которой уже вёл переговоры по машине, гонке, ассистенсу и т.д. Так получилось, что пока шёл процесс согласования нашего участия, ребята из Georaid, Артём Варенцов и Роман Елагин, завоевали два самых значимых мировых трофея в ралли-рейдах, и получалось, что ехать нам предстоит с лидерами мирового зачёта (в своём классе), что конечно радовало.

Позже я с отцом прилетел в Москву для встречи в офисе команды, где выяснилось, где познакомились, и обсудили детали предстоящей гонки.

Уладив с менеджером команды, Анастасией, все административные вопросы, можно было начинать собирать вещи. А вещей надо было много… одной экипировки получилось на 10 килобаксов.

В Казань летели через Москву, где и встретились со всеми пилотами и штурманами команды (от команды в спортивном зачёте шли 3 джипа в зачёте Продакшен и багги), а также тренером, Майоровым. Вся дорогу пытался узнать о предстоящем как можно больше, чтобы хоть как-то заполнить полное отсутствие опыта в ралли-рейдах.

С первых минут очень понравилась дружеская атмосфера в команде! Отдельно скажу про механиков, ребята жопу рвали, всю ночь работали, чтобы выпустить все автомобили нашей команды к старту каждого последующего СУ в максимальной готовности. И видно, что к работе относились с любовью и вниманием, присущим настоящим докам.

На следующий день у нас была административная и техническая проверки, после которых собирались идти в казанский кремль. Но оказалось не всё так быстро, и освободились только к закату, поэтому ознакомление с красивейшим городом Казань происходило только через окошко такси…

Скажу немного об автомобиле. Toyota LandCruiser Prado 125 (3-х дверка) подготовлен испанской компанией 4WD JATON Racing. Это автомобиль класса Production, т.е. те, что можно купить у дилера. Вот нашёл выписку: «Серийные внедорожные автомобили, предназначены для нормальной продажи публике. За 12 последовательных месяцев таких автомобилей должно быть выпущено и продано не менее 1000 штук. Все проданные автомобили должны быть строго серийными моделями, опознаваемыми по омологационной форме FIA. С автомобилем могут производиться только работы, необходимые для его нормального обслуживания или для замены частей, повреждённых при эксплуатации или аварии, при этом все замененные части должны быть оригинальными и идентичными поврежденной. Все автомобили должны быть оборудованы каркасом безопасности, системой пожаротушения, спортивными сидениями, специальными ремнями безопасности, безопасным топливным баком.

Разрешается усиливать кузов и ходовую часть и использовать спортивные амортизаторы, но не более двух амортизаторов на одно колесо.

Из плюсов короткой базы – большая манёвриность, меньший вес; из минусов – плохая устойчивость на больших скоростях.

На 5 сентября назначен старт ралли.

Сначала выезд из закрытого парка на подиум, потом через некоторое время на старт суперспешла в 2 км. Стоит отметить, что ВСЁ в Казани было сделано на 5 баллов. И торжественный подиум, и красочные представления, и ССУ, построенный из песка, привезённого из пустыни Каракумы. И такую оценку давал не только я, человек не видевший больших ралли-рейдов, но и люди не единожды прошедшие Дакар говорили, что такого уровня организацию видят впервые, что не может не радовать, учитывая, что это дебютная гонка!

Сам ССУ оказался неожиданно коварным! Был дан реверсивный старт экипажей, т.о. мы оказались одними из первых стартующих, но уже тогда была накатана колея прямо до мостов. В одном из поворотов чудом не застряли – на второй в понижайке вылезли. Далее хуже и хуже, причём суперы (класс Superproduction – прототипы и багги) особых проблем не испытывали, а вот стандартные некоторые откапывались основательно вплоть до прибытия метлы. (Ноу-хау местных организаторов: Камаз-метла был оборудован настоящей метлой над кабиной – сразу понятно кто такой и каковы его функции ).

После ССУ был праздничный концерт, который я проигнорировал в пользу прописи легенды на следующий спеучасток.

Про легенды. Они же road-book. Выдаются на финише СУ на СУ следующего дня + исправления к ним. Разительно отличаются от стенок классического ралли. Выдаётся перекидной блокнот А5, где на 5-6 строчках прописано то, что организатор посчитал нужным, а это могут быть кочки/ямки/камни разного ахтунг-уровня, повороты, курс по жопорезке, ориентиры для штурмана (дабы сверить себя, например, в степи, где всё одинаково со всех сторон), деревни, возможный скот и многое-многое другое. Перед каждым следующим этапом (т.е. после каждого финиша и возвращения на бивуак) штурман садиться на 2-4 часа прописывать род-бук, это необходимо для того, чтобы прочитать пилоту только необходимую для него информацию и отметить для себя необходимые штурману заметки, т.к. на сепарирование этой информации время в гонке не будет.

Сидишь с фломастерами и разрисовываешь разными цветами правильный маршрут, ахтунги, ориентиры, при этом надо учитывать по опыту прохождения предыдущих этапов что у организаторов субъективно будет яма, а что яма-1. Например «кочка», после прохождения головки пелетона и, особенно, грузовиков, может стать ровным местом, а вот если после «кочка-1» была «яма», то в аналогичной ситуации она выроется до «яма-1/2», что для класса Продакшен уже существенно. В общем, нюансов полно и это очень интересно!

Первый же лиазон (переход в дорожном режиме между СУ) меня в самом глубоком смысле этого слова ПОРАЗИЛ! Такое количество народа встречало спортсменов, и так душевно, что прям хотелось подойти к каждому и поблагодарить! Столько напутственных тёплых слов и пожеланий удачи я не слышал никогда. Очень благодарен всем жителям Татарстана за столь искренне радушный приём – не забуду никогда!

Далее первый боевой СУ 141км. Нервы, ждём старта, нервы, отсчёт, старт, поехали! Через первые 1.5 км промахиваемся в повороте, но вовремя разворачиваемся и больше не плутаем, кроме одного места, где разворачивались почти все (весёлое там место). Финишировали без потерь по технике. Кто-то нас обогнал, кого-то мы, но в целом ехали ровно, как говорится, в своём темпе, для нас главное было – прикататься. На лиазоне до бивуака прикидывали как бы нам получше сработаться: надо было привыкнуть к стилю рулёжки отца, дабы ему загодя надиктовывать стенку, чтобы не поздно и не рано + внести коррективы в терминологию «препятствий».

На бивуаке нас уже ждали две наши технички, в которых были и наши вещи, и наш ночлег, и, главное, з/ч для Прадика. Бивуаки, как сказали гуру, опять же лучше чем где либо! Все бивуаки располагались на аэродромах – это связано с логистикой организаторов и журналистов. Рядом с ВПП разрастались тех.зоны спортивных команд, палатки участников и организаторов. Были оборудованы хорошие полевые толчки, умывальники, и даже душ с тёплой водой. Ресторан, который каждый день воздвигали, а утром убирали – вообще сказка: и красиво, и удобно, и кормёжка хорошая + там каждый вечер обязательные брифинги проводились.

Каждый вечер я мог рассчитывать на первое, второе, десерт и пиво/вино/лимонад. Также утром был доступен завтрак, правда подъём был с 3 до 6 каждый день, и в такую рань больше чем йогурт в себя запихнуть мне было трудно. Не регулярность и редкость питания (по-хорошему только вечером после финиша), смена климата и постоянные нервы привели к перманентному расстройству желудка, и даже современная фармакология не всегда может творить чудеса. По приезду не досчитался 3-х кг собственного веса.

Ну дык вот, насчёт бивуака продолжу. Каждый день тех, кто не был занят и мог стоять на ногах, ждала местная культурная этно-программа: были в виде выставки разбиты жилища местных аборигенов, экскурсоводы в традиционных одеждах, местные яства и фольклор. Знаете, мелочь, а приятно. Жаль, что из-за отсутствия времени так мало чего посмотрел.

Ну и понеслась. Подъём – старт – финиш – еда и брифинг – пропись род-бука – сон. И так вплоть до Ашхабада. Мне словами гарантировано, и могу вас заверить, что и журналисту с чётко поставленным словом, не описать все те ощущения и эмоции, которые сопровождали меня во время гонки!

Это не реально, это надо прочувствовать самому!

Вот как можно передать первый обгон грузовиком? Зазвучал Sentinel (херня, предупреждающая об опасных ситуациях и обгонах), в зеркалах грузовик, прижались вправо со сбросом газа (так регламент велит). Но, даже ожидая его, когда видишь, что в нескольких сантиметрах пролетает ДеРой на самом тяжёлом и самом мощном грузовике в канале… он же почувствует что что-то не так только дойдя до середины каркаса… видимо как-то так появляются седые волосины.

Отдельно отметил бы природу.

Афигительно красиво! В Татарстане было много «зелёнки», полей и холмов – красотища, но самый смак был, когда въезжали в туннель из золотистых от осени деревьев. При пересечении политической границы с Казахстаном, природу как подменили, как будто пересекли и биологическую границу.

Степь – это вообще уникальный пейзаж: как посреди океана – во все стороны абсолютно одинаковая картинка! Ничего, кроме пожухлой травы высотой сантиметров 40! Я верблюдов видел только в цирке и зоопарке, а тут они не просто пасутся и гуляют стадами, а вылезают прямо на трассу, нагло игнорируя звуки клаксона и выхлопа, им вообще на всё это ралли глубоко по…

По ходу трассы пролетали утёсы, которые когда-то были берегами доисторического моря. Ближе к горизонту виднелись миражи, но это более характерно песчаному Туркменистану. Также никогда не видел, и тем более не гонял по солончакам – однородная твёрдая поверхность отлично подходит для выхода на максималку. Были и триальные участки, на которых надо было взбираться/спускаться с гор, покрытых исключительно булыжниками большими или очень большими. Вот на этих перевалах открываются такие (!) футуристические виды, что не в каждом кино о захвате планет увидишь.

В связи с приездом 3-ёх президентов, были изменены последние 2 этапа. Нам убрали почти все Каракумы, и пришлось посещать Туркменбаши второй раз. Песков, как говорят гуру, было мало, но на меня хватило и этого. Были в изобилии песчаные дорожки, и преодоление дюнных участков по несколько десятков километров, но самым сложным для нас оказался первый песчаный участок, который располагался в Казахстане. На 16 км дюнного участка у нас ушло 2ч40мин! Я полагаю, уже готов сдать минимум на получение разряда по специальности копатель. Особой радостью наливались лица местных казахов и фоторепортёров, когда из машины вываливались уже никакущие водитель со штурманом, и в комбинезонах и горшках начинали под палящим солнцем копать раскалённый песок.

Дюны вообще произвели впечатление! Несмотря на то, что с детства старался смотреть все Дакары, величие «огромных песочниц» впечатлило.

Цель на гонку была установлена однозначная: финишировать. Она же была поддержана всей командой, т.к. для первого раза цель и так-то из труднодостижимых, а уж про финиш в пятёрке на отдельных этапах даже как-то не сильно-то и задумывались. Установки тренера старались выполнять чётко, ехали ровно, старались беречь технику и не попадать на замену колёс (минимум 7 мин.) и откапывания (ваще надолго). Проехав экватор ралли, зародилось ощущение, что финиш уже реален, и до него необходимо только довезти машину.

А машине, надо сказать, крепко доставалось. Вытекший амортизатор, не единожды разрушенные пружины, трещины в усиленных рычагах + время от времени какие-нибудь новые проблемы, например сломавшаяся переговорка… хорошо ещё, что до финиша оставалось километров 40, а не в начале марафонского СУ… точно без голоса остался бы.

С каждым последующим СУ на старт выходило всё меньше и меньше автомобилей – таким нехитрым способом мы постепенно двигались вверх по классификации. На тот момент самым сложным было выбрать правильную среднюю скорость движения по СУ: чтобы и бодренько по трассе, и подвеску и коробку поберечь, а это две взаимоисключающие тактики. «Ралли вам не шахматы, здесь думать надо!».

Уже твёрдо вошли в десятку нашего класса, за 2 этапа до конца – где-то около 5-ки лучших, и к финишу предпоследнего этапа заняли 4-ую позицию с минимально раздолбаной бодро идущей тачкой.

Небольшой «слив» на первых коротких этапах позволил вкататься и сэкономить запас прочности, и к по-настоящему марафонским последним этапам мы подошли на целой машине с хорошими ходами, чем и воспользовались.

Награждение было проведено в ресторане в Ашхабаде, за что отдельное спасибо организаторам, т.к. чертовски хотелось есть.

Кстати, Ашхабад – город контрастов! Где рядом уживаются восточная красота и техногенность центра Ашхабада, напоминающего Дубаи десятилетней давности, и нищенские трущобы и концентрационные лагеря в окрестностях города. Так вот, только на награждении я узнал, какие мы взяли места. На подиуме в полном составе команда Georaid. 1 – Артём Варенцов/Роман Елагин, 2 - Игорь Бондарев/Александр Горелов, ну и мы бронзу взяли, а Савенко Сергей/Шухнов Валерий взяли бронзу в классе багги. Медаль дали, вазочку вручили!

Я счастлив!


Из рассказа Алесандра Терентьева (младшего)

Фотографии предоставлены им же ))








Читайте в разделе "Путевые заметки":


1. Галапагосы. Дайвинг-сафари и немного об Эквадоре...

2. Один месяц в дороге, или проездом по Центральной Америке...(Коста Рика, Белиз (Belize), Гватемала(Guatemala))

3. КУБА-далеко...КУБА-РЯДОМ...



4. Обитатели Красного моря…или кого можно увидеть и сфотографировать под водой, за пару недель пребывания в Хургаде .

5. Тайны хрустального черепа...

6. Корсика, драйв-дайвинг сафари.

7. Погружение на Wreck Hebat Allah. Красное море. Египет.

8. ОКЕАН ВЕЗЕНИЯ...

9. Драйвдайвинг легионеров клуба "ORCA" в Норвегии...

10. Rosalie Moeller wreck .

11. Под водой найден клад!

13. Остров Half Moon..

14.Бунакен-Алор-Траванган