Тайна Священного Сенота в Чичен-Ице.

Увеличить

2018-09-20


Кто мало видел, много плачет…


В Новом Свете всегда находились авантюристы, которые вопреки мнению скептиков, всем преградам и насмешкам искали в горах, морях и джунглях свои Эльдорадо.


Старинные легенды и мифы об исчезнувшем золоте Инков, Майя и Ацтеков, несметных сокровищах конкистадоров, утерянных ими в ходе кораблекрушений, будоражили и продолжают будоражить сознание искателей приключений и «лёгкой» наживы.



Одной из таких легенд-сказаний была легенда о «Колодце Жертв» куда жрецы Майя сбрасывали невинных девственниц и груды золота, чтобы умилостивить своих богов.


«Во времена засухи, мора или других бедствий торжественные процессии жрецов, богомольцев с богатыми дарами и людей, предназначенных для принесения в жертву, спускались по крутым ступеням храма Кукулькана и шли по специальной дороге к «Колодцу Жертв». Там под монотонный гул трещоток, свистулек и флейт, прекрасных девушек и взятых в плен воинов вместе с бесчисленными дарами бросали в тёмные воды Священного Сенота, чтобы умилостивить бога, который, как все верили жил в глубинах омута…»



Видимо, случайно наткнувшись на упоминание о сеноте, использовавшемся майя для жертвоприношений, американский консул в Мериде - Эдвард Герберт Томпсон, настолько увлёкся идеей отыскать это место, что в 1904 году купил у местного землевладельца землю, где предположительно располагался колодец Жертв.


Вряд ли Томпсона интересовали останки невинных дев на дне колодца. Скорее всего, консула манили несметные сокровища майя…



Неужели золото?!!


Эдвард Томсон помял между пальцев жёлтые «камешки», извлечённые землечерпалкой из сенота. Но попытавшись разломить их, понял, что ошибся. Камешки ломались и крошились в руках.

Томпсон с досадой кинул бесполезные находки в костёр, разведённый рабочими для приготовления пищи.



Его можно было понять. Вот уже несколько дней ковш землечерпалки, привезённой из штатов вместе с водолазными костюмами для поисков золотых украшений майя в Священном сеноте, поднимал со дна лишь ил, глиняные черепки и кости животных. Ни какого намёка на золотые дары-жертвоприношения майянским богам.



Да и вообще, тот ли это колодец, о котором говорилось в легенде?



Между тем, «камешки» немного прогорев в костре стали плавиться. В воздухе разлился стойкий аромат смолы смешанной с благовониями…

Мрачнее тучи, Эдвард долго стоял над костром, погружённый в глубокие раздумья и вдыхал ароматный дым. Вдруг, таинственная, мимолётная улыбка проскользнула по губам консула. Казалось, что запах смолы что то ему напомнил…

«Подобно солнечному лучику, пробившемуся сквозь густой туман, в моей памяти ожили слова старого X Mena, мудреца из Эбтуна.

В старину наши отцы жгли священную смолу… с помощью ароматного дыма их молитвы возносились к богу…»


Так, находка невзрачных кусочков смолы «копала» стала знаком того, что поиски ведутся в нужном месте. Ведь именно их использовали жрецы майя в ходе своих ритуальных жертвоприношений…

...



Ночёвка в джунглях.


Неожиданно быстро темнеет. Мы сворачиваем с асфальта на размытую дождем грунтовку, ведущую в джунгли. Ещё несколько километров и мы прибудем к месту нашей сегодняшней ночёвки. Во всяком случае, так показывает навигатор…

Утром следующего дня, мы планируем отправится к тому самому Священному Cеноту, где Томпсон искал своё золото…

Джунгли зовут

Неспешно переваливаясь с боку на бок между размытых водой канавок, выезжаем на площадку перед небольшим строением. В темноте понять сложно, но похоже, что это ресепшен…

Полусонный служитель выдал нам ключи от бунгало. А чтобы мы не заблудились в темноте, в качестве провожатого по «джунглям» был отправлен мальчик с велосипедом, который, резво вскочив на своего «железного коня», вскоре привёл нас к нашему домику.


На небе зарево. Глухая ночь мертва.

Тесниться вкруг меня лесных дерев громада,

Но явственно доносится молва

Далёкого неведомого града…


А. Блок


Проснувшись с первыми лучами солнца от пения и гомона птиц, мы позавтракали и стали собираться в дорогу.

Ночёвка в джунглях

Сегодня нас ожидает встреча с тем самым Священным Сенотом, расположенным на окраине старинного города майя.



Вы наверное, уже догадались, что этот город – Чичен-Ица…


Чичен-Ица


Чичен-Ица – один из наиболее крупных древних городов майя. Относительно близкое расположение археологической площадки к курортным зонам Канкуна и Плайя-дель_Кармен, делает Чичен-Ицу чрезвычайно доступно-посещаемой для массового туриста, которому надоело греть спинки и животики на пляжах. Каждое утро сюда устремляются караваны автобусов заполненных туристами.

Именно поэтому, мы встали не свет не заря и планировали своё прибытие на археологическую площадку к открытию. Пока толпы пляжных туристов не покрыли её разноцветным ковром панамок…



Город у колодца.


Название города на языке майя значит «У колодца ица» Оно состоит из трёх слов: chi’ – берег, край, рот; ch’e’en – источник или пещера с водой и собственно, названия народа – itza.



Действительно, город расположен рядом со Священным сенотом, расположенным в северной части Чичен-Ицы. Есть и ещё один сенот – Штолок, расположенный в южной части.



К слову сказать, Чичен-Ица входит в список «новых чудес света», куда кроме Чичен-Ицы вошли:

Великая китайская стена, мавзолей Тадж-Махал в Индии, амфитеатр Колизей в Риме, высеченный в камне город Петра в Иордании, статуя Христа Искупителя в бразильском Рио-де-Жанейро и город инков Мачу-Пикчу в Перу.



В 2010 году правительство мексиканского штата Юкатан объявило о сделке с частным землевладельцем, в результате которой властям перешли 83 гектара земли, на которых расположен древний город Чичен-Ица. Переговоры между губернатором Ивонн Ортегой Пачеко (Ivonne Ortega Pacheco) и землевладельцем Хансом Юргеном Тиесом Барбачано (Hans Jurgen Thies Barbachano) продолжались около года и завершились покупкой штатом земельного участка за 220 миллионов песо ($17,8 млн). Сообщалось, что Барбачано сам настаивал на продаже для того, чтобы сохранить наследие Юкатана…



Проследуем мимо лотков продавцов сувениров, по дороге ведущей к большому сеноту – Священному Сеноту города Чичен-Ица…

Это сейчас дорога к Священному Колодцу напоминает туристический рынок, где продают «местных матрёшек». Не совсе конечно матрёшек, а маски разные, свистульки-фигурки, магнитики, веселые и не очень скелетики и прочие поделки мастеров местных и не очень.

Дорога к Колодцу Жертв (Священный Сенот в Чичен-Ице)

А было время, когда по этой дороге вели, выбранных для жертвоприношения богам людей.

Да, такие были времена…



Колодец Жертв.


"У них был обычай прежде и еще недавно бросать в этот колодец живых людей в жертву богам во время засухи... Бросали также многие другие вещи из дорогих камней и предметы, которые они считали ценными. И если в эту страну попадало золото, большую часть его должен был получить этот колодец из-за благоговения, которое испытывают к нему индейцы..."



Так, четыре столетия назад, описывал жестокий ритуал человеческих жертвоприношений епископ Диего де Ланда.

И описание это касалось вполне конкретного и всем известного места – Священного сенота в Чичен-Ице.

Интересно, что первоначально, Дего де Ланда, прибывший на Юкатан сразу после завоевания территорий испанцами и объездивший весь полуостров собирая информацию об обычаях и культуре индейцев, описывал сенот в Чичен-Ице без подобных «подробностей».

Священный Сенот в Чичен-Ице. Колодец Жертв

"Этот колодец, - пишет Диего, - имеет 7 эстадо (20 м) глубины до воды, более 100 ступней (60 м) в ширину, он круглый и из тесаной скалы, что удивительно. Вода кажется зеленой; это, я думаю, вызвано рощей, которая его окружает; и он очень глубок".

Видимо, сказания о борьбе с засухой при помощи человеческих жертв, дошли до епископа несколько позже.

Да и о природе происхождении колодца у Диего де Ланда были своеобразные представления…


Прошло еще несколько десятилетий, и в 1612 году испанский чиновник Томас Лопес Медель добавил новые “подробности” к легенде "Колодца".


"Среди других жертвоприношений,- пишет он, - которым дьявол обучил их в этих провинциях Юкатана, есть одно, совершаемое ими в случае крайней необходимости и когда они нуждаются в дожде для своих посевов маиса.

Во время указанного обряда они приносят в жертву одну или двух индейских девственниц...

Для этого они выбирают девушку, наилучшую из всех и ведут ее в Чичен-Ицу, где находились жрецы и главное святилище...

 Золотой диск, поднятый со дна Колодца Жертв

И от него они все шли процессией вместе с девицей по дороге, мощенной каменными плитами, которая кончалась на краю большого и глубокого колодца...

Колодец Жертв

И они наказывали ей, что она должна делать, и сообщали, что она должна просить у их демонов и ложных богов, и, привязав ее к длинной веревке, они опускали девушку вниз в глубины колодца, окуная ее много раз, до тех пор пока не умерщвляли, для того чтобы она была хорошим посредником с их ложными богами и те могли ниспослать обильные дожди. И тогда жертвоприношение заканчивалось, а труп девушки оставляли в сеноте. Некоторые старики-индейцы из этой провинции утверждают, что они временами видели во время этих жертвоприношений свирепого и страшного дракона, которого они описывают в виде огромного крокодила. Тот появлялся из глубин колодца, как будто для того, чтобы получить свою жертву, которую они ему посылали..."


Без сомнения, упоминание о прекрасных девственницах добавило драматических ноток описанию ритуала…

Эдвард Томсон и его землечерпалка. Священный Сенот в Чичен-Ице

Но вернёмся к истории об Эдварде Томпсоне и его землечерпалке.


Упорство и настойчивость консула в поиске “сокровищ” были щедро вознаграждены, а скептики вынуждены были признать, что старинное придание о жертвоприношениях в Священном Сеноте основывается на реально происходивших событиях…

Вот только, на сколько они совпадали с легендой?

Священный Сенот в Чичен-Ице

Действительно, вместе с илом Томпсону удалось поднять со дна колодца множество предметов и украшений из нефрита, золота и меди. Среди прочих находок консула-ахеолога, были также и человеческие кости и черепа.



Всего из колодца были извлечены останки сорока двух человек…


И хотя, согласно легенде, все они должны были принадлежать, принесенным в жертву, девицам – оказалось, что это отнюдь не так…


Уезжая из Мексики, Эдвард Томпсон вывез с собой и всю свою богатейшую коллекцию находок из "Колодца Жертв". В СШA он передал ее Музею Пибоди при Гарвардском университете.

В ходе изучения находок, антропологами, этнографами и археологами оказалось, что предметы обнаруженные на дне сенота принадлежали абсолютно разным народам и племенам Нового Света – от Северной Мексики до Колумбии, а не только народам проживавшим на Юкатане.

Что касается костного материала, то он принадлежал не только и не столько молоденьким девственницам.



13 черепов принадлежали взрослым мужчинам в возрасте от 18 до 55 лет, 8 - женщинам в возрасте от 18 до 54 лет и 21 - детям от 1 до 12 лет...


Легенда о «невестах” бога дождя Чака была разрушена…


Антрополог Эрнст Хутон, проводивший работу с костным материалом, так описывал состояние черепов, попавших к нему на исследование:

"Три из восьми женщин, которые упали или были сброшены в колодец, имели еще при жизни серьезные травмы головы, видимо, от тяжелых ударов по черепу; одна женщина пострадала от перелома носа. Такие же прижизненные травмы имели и многие мужчины, брошенные впоследствии в сенот. Все вместе взятое свидетельствует о том, что эти взрослые люди до принесения их в жертву богу дождя отнюдь не пользовались среди майя каким-либо уважением и почитанием".



Другими словами, люди в сенот падали. И вряд ли, по своей воле или неосторожности. Версия жертвоприношений – вполне, вероятна. Но, скорее всего, в жертву приносились не члены племени, а рабы или пленники…


Бытует мнение, что возникновение ритуала жертвоприношений, которым прославился Колодец Жертв, относится к довольно поздним временам истории майя.

В десятом веке на Юкатан вторглись из Центральной Мексики племена тольтеков. Были захвачены многие города, в том числе и Чичен-Ица. Завоеватели принесли с собой многие новые обряды и обычаи, новые черты в архитектуре и искусстве. Среди прочего, был и новый обряд человеческих жертвоприношений. Центральным местом для его проведения был выбран Священный сенот в Чичен-Ице.

Считалось, что человеческие жертвоприношения в Колодце Жертв продолжались вплоть до прихода в эти места конкистадоров. При этом, сам город был покинут жителями уже за несколько веков до этого времени.


В Колодец Жертв с аквалангом.


В 1961 году была завершена подготовка мексиканской археологической экспедиции в Чичен-Ицу. Основной акцент был сделан на подводное обследование сенота аквалангистами. По этой причине, в состав экспедиции вошли не только археологи из Национального института антропологии и истории во главе с доктором Эйсебио Дабалосом Уртадо, но и аквалангисты из мексиканского клуба водного спорта, а также специалисты по подводной технике из США.



В следствии практически нулевой видимости в воде, учёные решили подстраховаться и кроме труда дайверов использовать для поиска артефактов ещё подводный грунтосос. Тем более, что американские специалисты совсем недавно успешно использовали его при подводных археологических раскопках на Ямайке.

Без сомнения, грунтосос был гораздо эффективнее, чем землечерпалка Томпсона. И именно на него возлагались большие надежды.



Грунтосос представлял собой десяти дюймовую трубу, через которую вместе с водой с помощью сжатого воздуха засасываются наверх ил и мелкие предметы, лежащие на дне. Дальше, поднятое на поверхность просеивалось на специальном сите, освобождаясь от ила и грязи.

В колодец спустили большой деревянный плот, укрепленный на стальных бочках. Через отверстие в центре понтона вывели наверх трубу грунтососа.


К концу первого дня раскопок, в ячейках сита лежало уже множество обломков глиняной посуды и кусочков желтого "копала" - душистой смолы, употреблявшейся древними майя для религиозных церемоний. Помните – те самые кусочки смолы, которые дали надежу Томпсону.


В тоже время, на дне сенота, в непроглядной мути, усиленной работой грунтососа, трудились дайверы. На ощупь пытаясь обнаружить какие-либо предметы, они ощупывали каждый выступ и каждую выемку на дне.

Дайвинг в Мексике

Среди интересных находок первого дня работы аквалангиств, была необычная каучуковая фигурка идола, высотой порядка тридцати сантиметров и прекрасно сохранившийся керамический кубок.

Число удивительных находок быстро росло: бусы всех сортов, кусочки полированного нефрита, золотые подвески и десятки медных колокольчиков.

Занятно, что колокольчики не имели язычков. Другими словами – были сломаны. Считается, что Майя обычно "убивали" приносимую в жертву вещь, ломая ее, прежде чем бросить в колодец. Колокольчики же они заставляли молчать, вырывая их язычки…



Результаты работы экспедиции 61 года были на столько значительны, что уже через шесть лет была организована новая подводная экспедиция.


Её можно будет пить...


"Теперь, - вспоминает мексиканский археолог Пабло Буш Ромеро, - было решено либо целиком откачать воду из колодца, либо химическими методами очистить ее до полной прозрачности. Однако откачка почти ничего не дала: уровень воды понизился всего на пять метров и больше не изменялся. Тогда попробовали второй метод...

Анализы показывали, что вода в колодце грязнее даже стоков нью-йоркской канализации. И все-таки химическая очистка победила: когда необходимые процессы завершились, видимость в воде оказалась вполне удовлетворительной - более пяти метров. Воду из "Священного Колодца" можно было даже пить!"

Золотой диск, поднятый со дна Священного Сенота в Чичен-Ице

В процессе новых исследований удалось обнаружить самые разнообразные предметы: два резных деревянных трона прекрасной работы, несколько деревянных ведер, около сотни глиняных кувшинов и чаш разных размеров, форм и эпох, куски ткани, золотые украшения, изделия из нефрита, горного хрусталя, кости, перламутра; янтаря, меди и оникса, а также кости людей и животных.



И самый важный итог: "предварительные результаты исследования найденных в колодце человеческих костей, - подчеркивает П. Буш Ромеро, - говорят о том, что детей приносили в жертву чаще, чем взрослых, - детских костей там оказалось раза в полтора больше".

...

Вот такие были времена и нравы…



А тем временем, нам пора ехать дальше. Впереди у нас ночёвка в Кампече…



Если история об исследовании Священного Сенота Вас заинтересовала и Вам хочется узнать больше о древнем городе Чичен-Ица - читайте более подробный вариант рассказа в разделе "Путевые заметки" на нашем сайте - ЗДЕСЬ.



Продолжение следует... ВСЕГДА

All roads lead to ADVENTURE !

Желающие присоединиться к нашим путешествиям, учебным программам или просто понырять в хорошей компании, могут связаться со мной по телефону: +7 921 796-11-36 (в Санкт-Петербурге)

или по телефону: + 3 725 986 33 99 (в Египте)

или e-mail: club@tech-diving.ru или воспользоваться формой на странице контактов.


Как всегда, тренинги проводит инструктор-тренер TDI/SDI N 8528 Konstantin Nekrassov.


Skype: banderas2070





Читайте в разделе "Путевые заметки":



Латинская Америка и Белиз:


1.Еще один месяц дорог по Эквадору, Перу и дайвинг-сафари на Галапагосах.

2.В царстве акул. Дайвинг-Сафари на Галапагосах.

3.Таинственный город инков Мачу-Пикчу. Или тайна купленная за один соль...

4.Куско - центр Империи инков.

5. КУБА-далеко...КУБА-РЯДОМ...

6.Один месяц в дороге, или проездом по Центральной Америке...(Коста Рика, Белиз (Belize), Гватемала(Guatemala))

7.Галапагосы. Дайвинг-сафари и немного об Эквадоре...

8.Продолжение рассказа о путешествии легионеров клуба ORCA по Эквадору. Галапагосы.Дайвинг-сафари.

9.Остров Half Moon.

10.Возвращение в Puerto Baquerizo Moreno. Опять на Галапагосах.

11. Тайны хрустального черепа...

12.Дорога в Тикаль. Гватемала.

13.Крокодилы мутной реки Тарколес (Tarcoles). Коста-Рика.

14.Гуаякиль … Начало дайвинг-сафари на Галапагосах.

15.Древние поселения майя Xunantunich (Шунантунич) и Cahal Pech (Каха́ль Печ) в Белизе.

16.Поездка к Середине мира и поиски настоящего экватора в Эквадоре.

17.Дождь среди облачных лесов Миндо. Фотоохота на колибри и бабочек. Эквадор.

18.Северный Сеймур (North Seymour). Галапагосы.

19.Страна Кокосия или вечер на острове посреди океана. Галапагосы.

20.Дорога из Куско в Пуно. Перу. Храм Виракоча, Ракчи и San Pedro Apostol de Andahuaylillas - начало пути.

21.Продолжение дороги из Куско в Пуно: La Raya- Pukara - Juliaca - Puno.

22."Плавучие острова Урос на озере Титикака. Перу."

23.Остров вяжущих шапки мужчин -Такиле и наше "кораблекрушение" на озере Титикака.

24.Крепость Саксайуаман (Saksaywaman). Куско. Перу.

25.Древние поселения майя Xunantunich (Шунантунич) и Cahal Pech (Каха́ль Печ) в Белизе.

26.Пуэрто Вильямиль. Остров Исабела (Isla Isabela).

27.Сан Кристобаль. Галапагосы дайвинг-сафари. Часть II.

28.Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer. Часть IV

29.Первые впечатления от города туманов. Лима. Перу.

30.Приключения легионеров дайвинг-клуба "ORCA" на Кубе.

31.Лапа Ягуара ( Jaguar Paw Jungle Resort ). Белиз

32.Коста-Рика. Национальный парк Мануэль-Антонио ( Manuel Antonio).

33.Новые приключения легионеров в "каменных джунглях" Гуаякиля. Эквадор.

34.Исторический парк в Гуаякиле (Parque Historico Guayaquil).

35.Каменные звери базилики Вото Насьонал (Basilica del Voto Nacional). Кито...

36.Люди любят акул...

37.Волшебный дождь в Куско и Лица из глины...

38.Сообщение о делах в Юкатане...

39.Месяц дорог и приключений в Мексике. All roads lead to ADVENTURE !



Best regards, Konstantin Nekrasov.

Instructor Trainer TDI/SDI 8528