Что такое DIR (Doing It Right) дайвинг ?

Увеличить


Аббревиатура DIR происходит от английской фразы "Doing It Right" — что означает — "Делай правильно". Несмотря на несколько амбициозное звучание, напоминающее всем известный клич пионеров — "Будь готов", это название имеет под собой строгую систему концепций дайвинга, направленную прежде всего на повышение безопасности, комфорта и эффективности. Давайте вместе попробуем разобраться что же это такое и имеет ли оно право на такое название.


Итак, DIR — это прежде всего логически построенная система приемов, требований и в некотором роде даже филосовских концепций, затрагивающая не только особый стиль дайвинга, конфигурацию снаряжения и работу в команде, но также и отношение к природе и своему здоровью.


Возникновение этой системы продиктовано постоянно увеличивающимися требованиями, предъявляемым к любительскому дайвингу сверхсложными, а иногда просто экстремальными внешними условиями, возникающими при проведении глубоких погружений, плавании в пещерах, сложными рэками и т.п.

Это однако совсем не означает, что система применима только в таких сложных условиях и рекреационным дайверам она совершенно не нужна и поэтому не интересна. Практика показывает, что принципы, заложенные в основу системы, оказываются очень полезными для дайверов любого уровня и в любых условиях. При этом всего лишь смещаются акценты и главными становятся получение удовольствия, удобство и комфорт.


Давайте рассмотрим главные аспекты DIR. Начнем с самого важного — стиля плавания, на котором базируются все остальные.

Ведущие дайверы уже давно поняли, что задержка в реагировании на многие аварийные ситуации под водой может оказаться плачевной.

Задержка такого рода обычно возникает по нескольким причинам: психологическая неготовность дайвера к преодолению создавшейся ситуации; неготовность команды дайверов действовать сообща; неправильно подобранное снаряжение, которое лимитирует способность дайвера устранить причину либо последствия ситуации.

Сами аварийные ситуации, в свою очередь, чаще всего возникают также по нескольким основным причинам: отказ элементов снаряжения; усталость и потеря контроля; воздействие неблагоприятных внешних условий (течения, зацепление за подводные объекты и т.п.).

Поэтому система DIR базируется прежде всего на трех главных компонентах:

работа в команде,

тщательная подготовка каждого погружения

и конфигурация снаряжения.


Естественно что все три эти элемента присутствуют и в требованиях и тренировках большинства других обучающих систем (система бадди, рекомендации по выбору снаряжения, планирование погружений, которые все впитали еще на своих первых курсах подводного плавания), но есть некоторые особенности, присутствующие только в DIR, а насколько они эффективны давайте будем судить, когда разберем все отличия.


Итак, первое — работа в команде.


Система напарников (бадди) предусматривает разбиение дайверов на пары и плавание в непосредственной близости друг к другу под водой, при этом люди могут быть "представлены" друг другу непосредственно перед началом погружения. Стоит ли удивляться тому, что такие напарники в основном смотрят на своего бадди только, как на самоходный резервный запас воздуха и часто просто мешают друг другу при погружении, проявляя излишнюю заботу, либо напротив, полную невнимательность. Согласитесь, такие случаи не редки…

DIR, как система рассчитанная на проведение настоящих подводных исследований, предусматривает работу не в паре, а в команде.

Люди, составляющие эту команду постоянно общаются и работают вместе не только под водой, но и на суше. Роли каждого члена команды точно определяются на этапе подготовки погружения. Группа действует как одно целое для выполнения определенной задачи (пусть даже такой задачей является всего лишь развлекательное плавание над рифами на глубине 4 метра).


Второй аспект — подготовка к погружению.


К сожалению многие думают, что подготовка к погружению начинается только в день его проведения, а то и вовсе, за несколько часов до начала.

Настоящая подготовка начинается задолго до начала экспедиции и включает в себя три основные части: психологическую подготовку, физическую подготовку и повышение дайверского опыта. Те, кто не уделяет внимания хотя бы одному из этих трех факторов, не являются достаточно подготовленными к погружению и как следствие испытывают более низкий уровень комфорта под водой, пропускают все интересное и даже могут служить причиной возникновения опасной ситуации.


Психологическая подготовка.


Дайвер, который психологически не настроен на погружение, не способен нести ответственность за своего напарника и адекватно реагировать на окружающую ситуацию. Напротив, хороший психологический настрой позволяет дайверу чувствовать и наблюдать признаки приближения опасной ситуации и адекватно реагировать еще до её возникновения.


Физическая подготовка.


Начнем с того, что люди с плохой физической подготовкой чаще болеют и хуже себя чувствуют даже на суше. Более того, физически неподготовленным дайверам более всего грозят специфические для дайвинга проблемы, такие например как, неспособность преодолеть неблагоприятные подводные условия или повышенный риск возникновения декомпрессионной болезни. При этом они подвергают повышенному риску не только себя, но и других членов команды, поскольку обладают меньшими возможностями оказать помощь в экстренном случае.


Опыт.


Сейчас нередки случаи, когда новички, побуждаемые их инструкторами, начинают заниматься не дайвингом, а скорее коллекционированием различных карточек, якобы подтверждающих их квалификацию по различным специализациям (помните охотника, собиравшего дипломы о том, какой он знаменитый?).

В итоге, некоторые из них приходят на курсы декомпрессионного или пещерного дайвинга не имея реально достаточного опыта погружений.

Глубокие и длительные пещерные погружения, совершаемые группой WKPP во Флоридских пещерах могут создать у многих обманчивое впечатление "легкости" всего происходящего. Похожее впечатление может остаться и после прочтения о глубоких погружениях на затонувшие суда, такие как "Андреа Дориа" и "Монитор".

На самом деле небрежные обсуждения этого на многих дайверских конференциях в Интернет оставляют в стороне длительные и упорные процессы подготовки к таким погружениям. Однако, всем стоит помнить о годах подготовки группы WKPP к прохождению каждого отрезка пещеры.

Дайвер, который попытается забыть об этом и "пропустить" длительный процесс накопления личного опыта перед подобным погружением, очень сильно рискует так никогда и не закончить его.

Поэтому DIR возвращается к основам и делает упор именно на повышении опыта каждого дайвера взамен коллекционирования карточек.


И наконец третий "кит" на котором держится система конфигурация снаряжения.


Мы не случайно начнем рассматривать этот элемент системы только сейчас, хотя в основном DIR ассоциируется именно с требованиями, предъявляемыми к конфигурации снаряжения.

Дело в том, что как уже было сказано выше, DIR состоит из трех основных частей и заимствование только одной из них в любой другой системе не делает её правильной. Это высказывание справедливо также и для конфигурации. Те, кто пытается внести "усовершенствования" в предлагаемую DIR конфигурацию, в большинстве случаев просто нарушают стройную, проверенную годами и погружениями систему, в которой все элементы дополняют друг друга.


Система конфигурации DIR базируется на концепции минимализма, которая означает, что любой элемент снаряжения, который не нужен в конкретном погружении, является помехой и должен быть оставлен дома.


Второе требование к снаряжению — это обтекаемость. Неприемлемы все элементы снаряжения, которые создают сопротивление движению либо угрозу зацепления за торчащие объекты.


Третье правило — доступность любого элемента снаряжения в любой ситуации, когда может понадобиться что либо сделать с ним или его помощью (достать буй или катушку, дотянуться до любого из вентилей баллона и т.п.).


Дайверы DIR используют жесткую стальную или алюминиевую спинку с подвеской, выполненной из одного куска жесткой и прочной нейлоновой ленты; крыло, размер которого выбран в соответствии с количеством и весом используемых баллонов, и не создает излишнего сопротивления движению дайвера в воде, обеспечивая правильное горизонтальное положение; резервную вторую ступень регулятора на коротком шланге, висящую на шее; основную вторую ступень на длинном шланге (1,5-2,1 метра) проведенную под аккумуляторной канистрой основного фонаря, висящей на поясе, и затем проходящем поперек груди дайвера и сзади по шее.

Несмотря на то, что существует множество мелких деталей, все сказанное выше составляет фундамент правильной конфигурации снаряжения по DIR.

Каждая из подобных мелочей логически обоснована и, что самое важное, проверена множеством сложнейших погружений.


В статье использованы материалы Джарода Джаблонского - основателя GUE (Global Underwater Explorers) и президента DIR.



Конфигурация снаряжения в системе Doing It Right (DIR)


Джордж Ирвин


Хорошая конфигурация подводного снаряжения должна позволять вам совершать погружения любого плана - от погружений в открытой воде до погружений в пещеры, так, чтобы использование дополнительного оборудования, необходимого для соответствующего погружения, не создавало помех и не изменяло уже существующую конфигурацию.

Погружения с одной и той же конфигурацией позволяют всегда реагировать на чрезвычайные ситуации одинаковым образом. Также, по причине хорошего знания этой конфигурации, снижается общая загрузка выполняемыми задачами. Другими словами, такая конфигурация не только помогает решать проблемы, но и предотвращает их.


Начнем с резервного регулятора (не "safe second", или "октопус", а РЕЗЕРВНЫЙ).


Резервный регулятор должен быть доступен в любой момент. Он висит на шее на хирургическом шланге или на резиновом жгуте, и крепится к регулятору, тем же хомутом, которым крепится загубник.

Регулятор должен находится близко к шее, чтобы минимизировать влияние эффекта вентури, и чтобы резинка могла служить стропом, плотно удерживая регулятор во рту, если это необходимо.

Регулятор должен быть несбалансированный, низкопроизводительный.

Промежуточное давление на всех регуляторах должно быть установлено на минимальном уровне, для предотвращения фри-флоу, и снижения нагрузки на вторые ступени и шланги.

В большинстве вторых ступеней подача идет справа на лево, поэтому резервный регулятор подсоединяется к левому вентилю манифольда, на шланге, достаточно коротком, чтобы он не "полоскал на ветру", изнашивая соединения. На этом шланге, как и на всех остальных, используется протектор.

Мы не применяем регуляторы с "поточными" клапанами, регуляторы, в которые при использовании скутера, или в течении, поступает вода, или регуляторы с нестандартными соединениями.

Мы используем вторые ступени, которые можно разобрать и прочистить под водой.

Мы используем регуляторы, которые работают при низком промежуточном давлении. Вторые ступени не должны быть туго прикручены к шлангу, чтобы их можно было поменять под водой.

Если мы говорим о конфигурации для открытой воды, то представьте, что все шланги будут идти от одной первой ступени, а не от спарки с манифольдом.


Мы применяем манифольды с двумя выходами (вентилями), и с изолятором в центре, как для обеспечения дублирования, так и для того, чтобы было можно решить наиболее частую проблему:

потерю ручки вентиля, с последующим фри-флоу, или закрытие вентиля, с последующей потерей ручки.

Манифольд должен иметь боковые уплотнительные кольца, (никаких торцевых уплотнений), и должен настраиваться по длине.

Вентили должны быть рассчитаны на 300 бар из-за большей длины резьбы на соединении, и должны быть установлены прямо, а не под углом, иначе соединение DIN может обломиться.

Ручки вентилей должны быть подпружиненными, мягкими, с металлическим сердечником, чтобы они не слетали - никаких металлических ручек. Металл деформируется, и вентиль может заклинить в закрытом или открытом состоянии, также металлическую ручку трудно провернуть двумя пальцами.

Порты сброса избыточного давления должны быть закрыты заглушками, рассчитанными на большее рабочее давление (чем устанавливаются стандартно), и эти заглушки надо часто менять.


Основная вторая ступень регулятора, устанавливается на правый вентиль манифольда в целях дублирования, и для облегчения передачи регулятора партнеру.

В любой конфигурации такая вторая ступень должна быть на длинном шланге. Шланг идет (от первой ступени) вниз, между баллоном и крылом, под аккумуляторным блоком фонаря (если есть фонарь - если нет, то вокруг ножа (на поясе) или заткнут за пояс), обратно вверх по левой стороне туловища, сзади вокруг шеи, и ко второй ступени во рту.

Когда длинный шланг не используется - во время плавания с этапным баллоном или во время декомпрессии - регулятор закреплен карабином за правое полукольцо на плечевом ремне. Карабин прикреплен к шлангу разрывным соединением.

Хотя вы всегда должны стремиться отдать тот регулятор, который у вас во рту, переключение донора на длинный шланг для дальнейшего движения является обязательным.


Основной регулятор НИКОГДА не подсоединяется к левому вентилю. Поскольку основная проблема левого вентиля - непроизвольное закрытие с последующим обломом ручки вентиля.

Основной регулятор не подсоединяется к левому вентилю из-за значительного сокращения рабочей длины шланга при передаче регулятора напарнику, из-за неудобства размещения шлангов, из-за того, что шланги будут перегибаться при передаче регулятора партнеру и дальнейшем движении, что будет препятствовать нормальной подаче дыхательной смеси с этого вентиля.

Шланги обладают плавучестью, а поскольку подводник должен всегда находиться в горизонтальном положении, как при передаче регулятора, так и в нормальном состоянии, то длинный шланг будет прижиматься к телу, и таким образом будет оставаться на месте. Такое положение шланга сразу решает несколько проблем, не создавая при этом ни одной, и не создавая помех остальным элементам снаряжения.

Чтобы дыхание из длинного шланга было таким, как вы хотите, отрегулируйте промежуточное давление на первой ступени. Легкость дыхания значительно увеличится, а промежуточное давление будет ниже.


Манометр идет от левого вентиля, прямо вниз к полукольцу с левой стороны поясного ремня, где он пристегивается карабином. Манометр должен быть без корпуса (резинового протектора вокруг прибора), без консоли и без прочих глупостей которые цепляются.

Шланг (высокого давления) должен быть достаточно коротким, чтобы не попадать в поток, и быть достаточно длинным, чтобы можно было читать показания манометра, если его отстегнуть.

Показания манометра легко читаются при помощи только левой руки.


Инфлятор идет от крыла, через плечо, и через петлю из резинового жгута, которая крепится у полукольца на левом плечевом ремне. Таким образом, шланг инфлятора всегда можно без промедления найти.

Шланг инфлятора должен быть достаточно длинным, чтобы им можно было достать до рта, до клапана поддува сухого костюма, и до носа - т.е. действуя одной рукой можно было бы совершить все три операции.

Шланг должен быть достаточно длинным, чтобы из него можно было вдохнуть, одновременно нажав обе кнопки (только вдохнуть, а не дышать (вдыхая-выдхая в компенсатор)).

Шланг низкого давления для инфлятора должен идти от правого вентиля. В этом случае инфлятор можно использовать как второй резервный, или как третий регулятор, если левый вентиль будет закрыт или если он будет закрыт и его ручка обломится.

(Ручка правого вентиля тоже может обломиться, но она вращается в сторону положения "открыто", таким образом ручка обломиться на открытом вентиле).

Также, вы вряд ли захотите узнать о том, что вентиль непроизвольно закрылся, когда вы будете не в состоянии поддуться - ключ к дальнейшим проблемам.

Механизм самого инфлятиора не должен быть сбалансированным или высокоскоростным - это должен быть медленный инфлятор, чтобы было проще иметь дело с подтравливанием воздуха.

Подводник должен представлять свою потребность в компенсации плавучести - составная часть хорошей формы, а это отличительная черта безопасного подводника.


Крылья не должны быть слишком большими или слишком маленькими.

Подводник должен начинать (погружение) имея сбалансированный комплект, который дает ему все шансы справиться с чрезвычайными ситуациями.


При погружении в океане или озере, стальные баллоны не должны использоваться без сухого костюма. Двойные крылья - это ключ к несчастью - их не следует использовать. Крылья с резинками - это несчастье, которое ждет своего часа. Их нельзя безопасно поддувать ртом, если они порваны, то они теряют газ, из таких крыльев нельзя дышать как из обычных, они создают больше сопротивления, чем обычные крылья.


Для погружений в океане, лучшим выбором будут алюминиевые восьмидесятки (80 кубических футов).

Если необходимо больше газа, то возьмите алюминиевый этапный баллон, но не рискуйте вашей жизнью, перегрузившись в начале погружения.

Характеристики плавучести алюминиевых баллонов, особенно если они используются с гелием, таковы, что грузовой пояс и/или аккумуляторный блок фонаря обеспечат необходимый балласт, который в случае чрезвычайной ситуации можно сбросить.

С полными баллонами ваш комплект будет иметь разумную отрицательную плавучесть, и нейтральную плавучесть с пустыми, но вы всегда сможете выплыть, сбросив груз.

В пещере стальные баллоны должны использоваться с сухим костюмом. Они должны иметь достаточную отрицательную плавучесть, чтобы подводник мог оставаться внизу в случае чрезвычайной ситуации, когда у него остается мало дыхательной смеси. Нет ничего хуже в такой ситуации, чем оказаться слишком легким, чтобы держаться на расстоянии от потолка, и бороться с этим положением (пытаясь "отлипнуть", уйти вниз). Поэтому, перед использованием в пещере, комплект должен быть сбалансирован из расчета на ситуацию когда дыхательная смесь закончилась, и исходя из этого необходимо вывешиваться.


Подвесная система делается из цельного отрезка нейлоновой ленты - никаких пряжек, быстроразъемных соединений, или других точек отказа.

На каждом плечевом ремне находится по одному полукольцу и одно полукольцо находится на левой стороне поясного ремня.

Брасовый ремень, также делается из цельного отрезка ленты, и имеет петлю на фронтальной части, через которую проходит поясной ремень.

Пряжка поясного ремня должна быть на правой стороне, так чтобы петля брасового ремня ее случайно не открыла. Брасовый ремень необходим для того, чтобы весь комплект оставался на месте, вне зависимости от того используется скутер (буксировщик) или нет.

Любое давление на диафрагму, которое возникает при использовании комплектов без брасового ремня, приводит к увеличению ритма дыхания и к значительному дискомфорту подводника. На брасовом ремне, ниже петли находится кольцо для скутера. В этом месте мы никогда не используем быстроразъемное соединение.


Нож находится в открытых ножнах, на поясном ремне с левой стороны от брасового ремня, так чтобы его можно было достать как пистолет.


Резервные фонари прикрепляются карабинами к полукольцам на плечевых ремнях, и крепятся к плечевым ремням подвески резинками.

Фонари оказываются под мышками, и не мешают при движении.


Аккумуляторный блок фонаря находится с правой стороны, крепится на поясном ремне, и фиксируется на месте либо той же пряжкой, которой застегивается поясной ремень, либо дополнительной пряжкой, которая продевается на ремень.

Осветительная головка фонаря держится в левой руке.

Когда свет не нужен или когда меняется этапный баллон, осветительная головка пристегивается к полукольцу на правом плечевом ремне.


На правой стороне поясного ремня нет никаких полуколец. Если по какой-то причине на этой стороне крепится баллон, и он имеет характеристики плавучести стандартного этапного баллона, то петли из резинового жгута должно быть достаточно.


Аккумуляторный блок фонаря является частью вашей грузовой системы и системы балансировки. Он никогда не должен располагаться сзади, а должен находится под мышкой, где он защищен, не создает дополнительного сопротивления, где им удобно управлять и можно снять его если необходимо.


Этапными баллонами должны быть алюминиевые баллоны на 80 кубических футов.

В зависимости от количества воздуха или дыхательной смеси в баллонах, их плавучесть будет равно колебаться от отрицательной к положительной при использовании воздуха, и будет менее отрицательной при использовании дыхательной смеси.

Баллоны крепятся карабинами из нержавеющей стали, размер которых зависит от необходимости использования при погружении перчаток.

Карабины крепятся к баллону шнуром диаметром 1/4 ", который продевается под хомут, закрепленный на половине длинны баллона, и привязывается за шейку баллона. Верхний карабин должен быть привязан плотно к плечу баллона, нижний карабин должен быть привязан так, чтобы оставалось достаточно свободного шнура, которым можно манипулировать.

Баллон должен быть плотно прикреплен (к подводнику) передней частью и свободно двигаться сзади, чтобы не создавать излишнего сопротивления.


Ни на одной части вашего снаряжения НИКОГДА не должно быть соединений по принципу "металл к металлу" (так, чтобы их нельзя было бы отрезать ножом).


Этапные баллоны должны иметь постоянные обозначения максимальной глубины их применения (соответствующей смеси). Максимальная глубина применения указывается цифрами в три дюйма горизонтально по направлению баллона с двух сторон - чтобы подводник мог видеть чем он дышит, и чтобы это же мог видеть его напарник, вне зависимости от того, где находится баллон.


Регулятор для этапного баллона имеет короткий шланг манометра высокого давления, который загибается назад, чтобы манометр смотрел на подводника, и закрепляется за первую ступень резиновой петлей.

Шланг второй ступени должен быть такой же длинны как шланг "октопуса".

Регулятор этапного баллона должен быть закреплен на баллоне, а сам баллон закрыт до тех пор, пока он не используется.

Как правило, этапные баллоны размещаются на левой стороне для уменьшения сопротивления. Они размещаются слева и из-за расположения остальных элементов снаряжения, их баланса, расположения шлангов, и для того чтобы не создавать помех при использовании другого оборудования, в том числе скутера, который управляется правой рукой, и располагается ближе к правой стороне.


Для того, чтобы начать дышать из этапного баллона, мы ищем баллон с нужным обозначением глубины, перекидываем регулятор через шею, потом мы открываем баллон, берем регулятор в рот, и если мы можем дышать - значит, мы дышим правильным газом. Это именно так просто. Нет необходимости усложнять процедуру, мы только увеличим вероятность ошибки.


Приборы и компас располагаются на запястьях.

Они размещаются в зависимости от необходимости. В океане компас имеет первостепенное значение и должен быть там, где его можно было видеть, где он был бы в правильном положении и не мешал другим действиям - это значит, что он должен быть на левой руке, в стороне от скутера.

Глубиномер и таймер должны быть видимы все время, значит, они должны находиться на правой руке.


Ремни ласт и стропы маски должны быть заменены на пружины и на эластичный материал, который не гниет, и не порвется во время погружения.


Если цитировать Била Гэвина, то подводник должен "быть устремлен не менее, чем к совершенству. Те, кто это делает, сами откроют ценность этого пути. Те же, кто к этому не стремится, никогда не поймут, о чем говорят другие".


То, что мы здесь представили, называется системой "Doing It Right", она является базой, которая сочетает в себе комплексный подход, принимает во внимание все последовательности развития событий и возможные дополнения, но не имеет дело с фобиями.

Используйте эту систему с одним предостережением - "никогда не нарушай Правило Номер Один", которое гласит "не ныряй со строками"...





Читайте так же в разделе "Путевые заметки":


1.Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer. Часть IV

2.Сан Кристобаль. Галапагосы дайвинг-сафари. Часть II.

3.Таинственный город инков Мачу-Пикчу. Или тайна купленная за один соль...

4. Галапагосы. Дайвинг-сафари и немного об Эквадоре...

5.Синтра (Sintra) и мыс Рока (Cabo da Roca)...

6.Куско - центр Империи инков.

7. Один месяц в дороге, или проездом по Центральной Америке...(Коста Рика, Белиз (Belize), Гватемала(Guatemala))

8. КУБА-далеко...КУБА-РЯДОМ...

9. Обитатели Красного моря…или кого можно увидеть и сфотографировать под водой, за пару недель пребывания в Хургаде .

10. Тайны хрустального черепа...

11. Корсика, драйв-дайвинг сафари.

12.Рускеальский мраморный карьер.

13.Совсем недальние Дальние Зеленцы. Баренцево море - двадцать лет назад.

14.Коста-Рика. Национальный парк Мануэль-Антонио ( Manuel Antonio).

15.Лиссабон. Район за районом… Путевые заметки.

16.Лапа Ягуара ( Jaguar Paw Jungle Resort ). Белиз

17. Погружение на Wreck Hebat Allah. Красное море. Египет.

18. ОКЕАН ВЕЗЕНИЯ...

19. Драйвдайвинг легионеров клуба "ORCA" в Норвегии...

20. Rosalie Moeller wreck .

21. Под водой найден клад!

22. Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель « Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона».

23. Джип-сафари по Сардинии и Корсике.

24.Ралли Шелковый Путь (Silk Way Rally ).

25.Описание дайв-сайтов озер Ленинградской области.

26.Приключения девушки дайвера на островах Индонезии. Алор,Бунакен,Траванган.

27.Дайвинг на островах архипелага Фиджи.

28."Переведи меня через Арно", или прогулки по Флоренции. Часть 1.

29.Испания. Архипелаг Медас. Проездом по Барселоне.

30.Приключения женской части легиона дайвинг-клуба ORCA на Мальте.

31.Проездом через Нюренберг...

32.Дорога в Тикаль. Гватемала.

33.Гоа, поездка в край аюрведы, дауншифтеров и бесконечных песчанных пляжей.

34.Продолжение рассказа о путешествии легионеров клуба ORCA по Эквадору. Галапагосы.Дайвинг-сафари.

35.Джип-сафари по Сардинии и Корсике. Путевые заметки...

36.Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель « Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона». Часть 2.

37."Китайская мозаика". Путевые заметки о Китае. Часть I.

38.Остров Half Moon.

39.Древние поселения майя Xunantunich (Шунантунич) и Cahal Pech (Каха́ль Печ) в Белизе.

40.Прогулки по Лондону - путеводитель по истории и легендам. Часть 3.

41.Описание дайв-сайтов на озерах Ленинградской области - часть вторая.

42.Прогулка по Виндзорскому замку ...

43.Прогулка по "подводной тюрьме"... Таллинн. Карьер Румму.

44.Мраморный каньон горного парка Рускеала и прилегающие территории.

45.Гуаякиль … Начало дайвинг-сафари на Галапагосах.

46.В царстве акул. Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer. Часть V

47.Снежная весна на Лофотенах...