Прогулка по Венеции...

Увеличить


Поздний вечер… Спустившись с моста, я бреду вдоль, зеленоватых от водорослей, ступенек Славянской набережной. Ветер усилился и волны захлестывают ступени, пытаясь «лизнуть» ботинки.

Временами, шум прибойной волны прорезает скрип. Это трутся о деревянные столбики причалов, пришвартованные катера и гондолы.

Кутаясь в воротник куртки, запоздавший турист рассматривает расписание вапоретто на причале Arsenale. Дрожащий на ветру, свет причального фонаря играет чертами его лица, ежеминутно меняя их…

Ветер с лагуны доносит свежий запах моря. Видимо из-за высокого уровня воды, в нем нет даже намека на вонь гниющих водорослей, которая чувствовалась утром на каналах …

Полная луна, просвечивая сквозь вату облаков, контрастно вырисовывает силуэт собора на другой стороне Гранд канала…

Чем ближе я подхожу к площади Сан Марко, тем оживленнее становится набережная.

Продавцы «брендовых» сумок, сгибаясь под тяжестью завернутых в ткань кожаных подделок, бредут по домам после трудового дня.

Немногочисленные туристы, еще не рассевшиеся по тратториям, фотографируются на мостах, слепя друг друга вспышками «мыльниц». Вокруг них вьются продавцы «светящихся вертолетиков» и зеленых светодиодных фонариков, демонстрируя свой товар во всей красе. Иногда они объединяются в креативные группы и создают иллюзию фейерверка, запуская несколько «светлячков» в небо одновременно…

Вернувшись опять к воде, я присаживаюсь на еще не остывшие от дневного тепла сухие ступеньки набережной. Передо мной стайка гондол скачет на волнах между столбиками причала. Чайка пикирует к воде из подсвеченных луной облаков. Волны плещутся у ног и кажется шепчут : «Ты в Венеции»…


Небольшой городок, площадь которого составляет всего около 8 кв. км. Как в него «помещается» около 100 маленьких болотистых островов, связанных между собой почти 4 сотнями мостиков, перекинутыми через 177 каналов и канальчиков – не понятно…

Но, когда ты бродишь по лабиринтам венецианских улочек, город кажется бесконечным…

Занятно смотреть на туристов с навигаторами, блуждающими вечером по закоулкам в поисках своего отеля. Кажется, что они играют в компьютерную трехмерную игру десятого уровня - путаясь в направлениях и возвращаясь к исходным точкам, перебегая с мостика на мостик, опять упираются в тупики улочек .

Сами венецианцы говорят, что если вы потерялись, то надо идти прямо…

Шутят наверное. «Прямо» - здесь практически ни где нет…

С другой стороны, если отключить голову от навигатора, то город через небольшое время становится понятен интуитивно.

Странные перекрестки; арочные проходы между домами; мостики через каналы, ведущие во все стороны; узенькие улочки, приводящие на неправильной формы площади и широкие набережные; почти замкнутые пространства тупиков и громадные открытые водные глади. Венеция столь же запутанно построена, как и ее полуторатысячелетняя история. Здесь нет, привычных европейских правил. Но в этом и состоит запутанная венецианская гармония. И эта гармония прекрасна…


Этот прекрасный город был построен людьми, плавающими на лодках. Песок, кирпичи, мрамор, деревянные балки – все поставлялось сюда только водным путем.

Приливы сменялись отливами и Венеция жила в гармонии с окружающей ее водой , прошла через века и войны к процветанию и … Как, с горечью, говорят сами венецианцы – может умереть…

Сгущают ли они краски или к этому есть определенные предпосылки, а если есть – то какие?


Во-первых, Венеция один из самых быстро стареющих городов Италии. Молодежь уезжает на материк в поисках работы, развлечений и бытовых удобств. Сложно молодежи без машин и клубов. Хотя, на мой взгляд, венецианские катера-такси дадут фору многим машинам…

Но факт остается фактом – молодежь уезжает…


Здания, построенные на сваях постепенно ветшают и на их ремонт требуются значительные средства. А средств этих – хронически не хватает…

Волны от катеров, водных такси, барж, вапоретто и мотоскафо, редко соблюдающих скоростные ограничения, наносят постоянный ущерб зданиям. Венецианцы называют эту опасность – моmо (двигатель) ондозо ( onde – волны).


И наконец, Венеция попросту медленно, но верно «уходит» под воду. Согласно последним исследованиям, только за последние сто лет, сваи зданий опустились в донный грунт на 30 сантиметров, а уровень Адриатического моря неуклонно поднимался и продолжает подниматься. Наводнения происходят все чаще и чаще, нанося значительный ущерб городу…


Идея защиты города каналов от наводнений родилась более 20 лет назад, но из-за многочисленных споров и бюрократических проволочек, проект «Моисей», названный по имени библейского героя, разделившего воды Красного моря, запущен только теперь.

Проект поистине грандиозный – десятки подвижных плотин должны лечь на дно Адриатического моря на входе в Венецианскую лагуну. Как только уровень прилива превысит критический уровень, балластные цистерны будут продуты и Венеция окажется отгороженной от моря.



В ближайшие 8 лет на строительство этой дамбы планируется выделить не менее 3 миллиардов евро.

Кажется, что спасение города найдено. Но есть и скептические мнения по поводу этого проекта…

Многие экологи утверждают, что «Моисей» приведет Венецию к окончательной гибели.

По их прогнозам, плотину придется поднимать все чаще и, в итоге, лагуна будет отгорожена до 250 дней в году. Лиман без естественной циркуляции воды неизбежно превратится в мертвое болото.

Сторонники же строительства отвечают: если ничего не делать, то через 50 лет большая часть Венеции будет затоплена, а через 80 - город Дожей навсегда исчезнет в водах Адриатики…



Кто прав – покажет время…

Остается только надеяться, что в век высоких технологий люди смогут сохранить «Царицу Адриатики» для будущих поколений…


Так или иначе, но по сообщениям в прессе, в ходе строительства дамбы возник интересный эффект, который многие наверно не ждали. Дамба превратилась в настоящий коралловый риф, а образовавшаяся лагуна стала приемлемым местом для существования и развития самых диковинных видов флоры и фауны. Со временем здесь появилось до 150 новых, для этого места, видов морских растений и животных, в том числе огромные средиземноморские медузы и гигантские моллюски с Сардинии.

Недавно разработан план строительства морского парка на территории Венеции. Уже через некоторое время, возможно здесь можно будет заниматься дайвингом, как, например, на Красном море.

Теперь здесь можно увидеть каракатиц, морских звезд, крабов, медуз и всевозможных рыб.

По утверждению экологов, неожиданная активность морской жизни у берегов Венеции также связана с глобальным потеплением. Как бы то ни было, экологи, горячо протестовавшие против строительства барьеров, теперь намереваются превратить Венецианский залив в природный заповедник...



Гондолы и гондольеры.


Без сомнения, гондола является одним из символов Венеции.

Эти утонченно- грациозные плоскодонные лодки, появившиеся уже более тысячи лет назад, стали идеальным средством передвижения по узким и мелководным каналам.

Не удивительно, что в городе, живущем среди воды, они стали частью его повседневной и праздничной жизни.

Скользя между стояночных столбов и вех, гондолы устремляются в пространства каналов, протискиваясь в стаях себе подобных и лавируя между катерами и арками мостов...

Некоторые стояночные столбы увенчаны фамильными геральдическими знаками. Это места частных парковок...

В прошлом, к палаццо на гондолах доставлялись товары. Существовали, да и существуют поныне : церемониальные, свадебные, похоронные, грузовые, прогулочно-туристические, спортивные гондолы для гонок и участия в регатах…

Хотя в массе своей, сегодня это прогулочные лодки для катания по каналам, прогулка на которой значительно обогатит венецианские впечатления туристов и «карман» гондольера.

Доскональное знание скрытых особенностей водных путей Венеции и мастерство управления гондолой передается от отца к сыну и остается по сей день исключительно мужской прерогативой…


Строятся гондолы на нескольких верфях Венеции. Одна из них – Скверо Сан-Тровазо. Самая старая из пяти сохранившихся старинных верфей города. Здесь строятся новые и ремонтируются некоторые из четырех сотен старых судов.

В соответствии с традиционной технологией постройки, при изготовлении гондол, используются девять сортов древесины – бук, вишня, красное дерево, вяз, лиственница, пихта, липа, дуб и грецкий орех. Основу корпуса, как правило, изготавливают из дуба. Само строительство гондолы вручную занимает около трех месяцев. Конструкция каждой лодки состоит из более чем 280 деталей.

Гондолы имеют ассиметричную форму корпуса. Длина обвода левого борта на 24 сантиметра больше, чем правого. Это делается по причине того, что гондольер сам располагаясь по левому борту, управляет лодкой веслом только с правой стороны. Благодаря таким обводам гондолы, лодка легко удерживается гондольером прямо по курсу и сохраняет равновесие.

Для уравновешивания веса гребца служит ферро – противовес, расположенный в носовой части гондолы. Его металлические зубья символизируют шесть сестьере Венеции, управляемых дожем.

Уключина – форкола , обеспечивает восемь положений весла при управлении лодкой.


Первоначально корпус гондолы обрабатывают черной смолой и дегтем. Это обеспечивает его водонепроницаемость. В дальнейшем наносятся красочные росписи или идет покрытие семью слоями черного лака, дающее лодке глянец.

Сейчас , практически все туристические гондолы имеют черный цвет и украшены лишь фигурным ферро, резными морскими коньками, да цветастыми коврами с подушечками на низких мягких стульчиках-сидениях для пассажиров…

Традиционной одеждой гондольера является полосатый свитер-фуфайка, черные брюки и соломенная шляпа с лентой. Хотя, можно увидеть гондольеров и не совсем придерживающихся традиции…



Продолжение следует... ВСЕГДА.







Читайте так же в разделе "Путевые заметки":


1.Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer. Часть IV

2.Сан Кристобаль. Галапагосы дайвинг-сафари. Часть II.

3.Таинственный город инков Мачу-Пикчу. Или тайна купленная за один соль...

4. Галапагосы. Дайвинг-сафари и немного об Эквадоре...

5.Синтра (Sintra) и мыс Рока (Cabo da Roca)...

6.Куско - центр Империи инков.

7. Один месяц в дороге, или проездом по Центральной Америке...(Коста Рика, Белиз (Belize), Гватемала(Guatemala))

8. КУБА-далеко...КУБА-РЯДОМ...

9. Обитатели Красного моря…или кого можно увидеть и сфотографировать под водой, за пару недель пребывания в Хургаде .

10. Тайны хрустального черепа...

11. Корсика, драйв-дайвинг сафари.

12.Рускеальский мраморный карьер.

13.Совсем недальние Дальние Зеленцы. Баренцево море - двадцать лет назад.

14.Коста-Рика. Национальный парк Мануэль-Антонио ( Manuel Antonio).

15.Лиссабон. Район за районом… Путевые заметки.

16.Лапа Ягуара ( Jaguar Paw Jungle Resort ). Белиз

17. Погружение на Wreck Hebat Allah. Красное море. Египет.

18. ОКЕАН ВЕЗЕНИЯ...

19. Драйвдайвинг легионеров клуба "ORCA" в Норвегии...

20. Rosalie Moeller wreck .

21. Под водой найден клад!

22. Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель « Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона».

23. Джип-сафари по Сардинии и Корсике.

24.Ралли Шелковый Путь (Silk Way Rally ).

25.Описание дайв-сайтов озер Ленинградской области.

26.Приключения девушки дайвера на островах Индонезии. Алор,Бунакен,Траванган.

27.Дайвинг на островах архипелага Фиджи.

28."Переведи меня через Арно", или прогулки по Флоренции. Часть 1.

29.Испания. Архипелаг Медас. Проездом по Барселоне.

30.Приключения женской части легиона дайвинг-клуба ORCA на Мальте.

31.Проездом через Нюренберг...

32.Дорога в Тикаль. Гватемала.

33.Гоа, поездка в край аюрведы, дауншифтеров и бесконечных песчанных пляжей.

34.Продолжение рассказа о путешествии легионеров клуба ORCA по Эквадору. Галапагосы.Дайвинг-сафари.

35.Джип-сафари по Сардинии и Корсике. Путевые заметки...

36.Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель « Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона». Часть 2.

37."Китайская мозаика". Путевые заметки о Китае. Часть I.

38.Остров Half Moon.

39.Древние поселения майя Xunantunich (Шунантунич) и Cahal Pech (Каха́ль Печ) в Белизе.

40.Прогулки по Лондону - путеводитель по истории и легендам. Часть 3.

41.Описание дайв-сайтов на озерах Ленинградской области - часть вторая.

42.Прогулка по Виндзорскому замку ...

43.Прогулка по "подводной тюрьме"... Таллинн. Карьер Румму.

44.Мраморный каньон горного парка Рускеала и прилегающие территории.

45.Гуаякиль … Начало дайвинг-сафари на Галапагосах.

46.В царстве акул. Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer. Часть V

47.Снежная весна на Лофотенах...

48.Прогулка по Венеции...

49.В поисках "эстонской Атлантиды"... Затопленное "Городище" на карьере Rummu.

50.Немного о дайв-сайтах для технического дайвинга в Шарм-эль-Шейхе.