Снежная весна на Лофотенах...

Увеличить


Скорость на ночной дороге, временно спасает от «весенней депрессии» и сна. Примерно через 800 км – тридцать минут на сон. Остальные остановки только на заправки и кофе… Скандинавские дороги монотонны в своих скоростных ограничениях. Немного ускоряемся лишь на «безкамерном» участке шведской части трассы Е4.

Перевалив через ледяной перевал, дорога под девяносто градусов поворачивает направо и выводит на «бобслейную трассу». Полутораметровые снежные стенки с красными палками - указателями обочин, бесконечные повороты и спуски с подъемами. Вокруг зимние пейзажи. Наступают сумерки…

Попавшаяся на встречу полицейская машина мигает нам дальним светом… Что они этим показывают, становиться ясно примерно через полтора километра. По дороге неторопливо бредут пять «коренастых» северных оленей…

Уже по темноте въезжаем в Кируну. Заправка. Дальше продолжение трассы Е10 до «теоретической» границы Швеции и Норвегии. Опять обледенелая «бобслейная» трасса. Метет снежок. Иногда, в снежных «стенах» обочин встречаются отрытые «норы» парковок. А дальше – ночь, снег, дорога, олени и лоси на дороге, опять ночь, дорога и снег…

Вот такой зимний апрель на трассе Е10… Но всего 1850 километров пути «в один присест» и мы на Лофотенах


На самом деле, я немного слукавил. Не дотянув какие- то семьдесят километров до «базы», я попросил «двадцатиминутный перерыв с закрытыми глазами». В отличии от ребят, менявшихся за рулем, меня сменить было не кому. Усталость от дороги давала себя знать. Елки стали «кидаться на дорогу», а в довершении всего - два молодых лося, словно выросших из-под земли, окончательно «убедили» меня, что остановка необходима. А может это были и не лоси, а олени. Разницы уже не было никакой…

Припарковавшись на ближайшей расчищенной от снега площадке и облачившись в утеплитель от сухого гидрокостюма, я заснул минут на двадцать, а проснулся через четыре часа. Будить меня не стали...

Рассвело. Ехать стало значительно приятнее, в ходе созерцания окружающих пейзажей. А посмотреть действительно было на что…

Белый снег на горных вершинах вокруг, режет глаза красотой окружающих фиордов.

Проехав шестикилометровый подводный туннель, останавливаемся рядом с деревянными конструкциями, на которых сушилась треска. Много трески…

Вообще, треску на Лофотенах ловят с января по март, а иногда и апрель. В это время треска идет на нерест из Баренцева моря.

Исторически Лофотенские острова считались центром трескового промысла в Норвегии - отсюда треску везли на рыбные рынки в Берген, а уже оттуда по всему миру. Способ заготовки трески на Лофотенах дошел до наших дней без изменений еще со времен викингов.

На первый взгляд способ заготовки очень прост: пойманную рыбу потрошат, обрезают голову, связывают хвостами по две рыбины, примерно одного размера и вывешивают сушить. Даже соль не применяют.

Процесс сушки занимает месяца два. Постоянно дующие в этих местах ветры и прохладная погода, способствует быстрому вяленью, не позволяя рыбе тухнуть. За короткое время, под воздействием ветра и солнца, треска высыхает так, что может в таком состоянии храниться годами…

На Лофотенах даже существует единственный в мире музей сушеной трески.

Интересно, что сушеную треску в дальнейшем отправляют на экспорт, и куда бы вы подумали – в Италию и Нигерию…

Пока мы рассматривали вялящуюся треску, вдыхая свежий морской воздух, перемешанный с запахом рыбы, мне на телефон пришла смс-ка из нашего отеля. Нас уже ждали, подготовив для проживания небольшой рыбацкий домик - рорбу …


Приехали на место. Наш отельчик, вернее и не отельчик вовсе, несколько рыбацких домиков рорбу специально переоборудованных для проживания туристов и рыбаков.

Есть практически, все необходимое, включая бытовую технику и посуду. Правда и ценник, как за номер в приличной «тройке-четверке» в «прочей» Европе. А что сделаешь, Норвегия – не дешевая страна. Комплекс имеет отдельное здание, в котором располагается рецепшен и информационный туристический центр. Ну, по крайней мере, здесь можно «разжиться» картами окрестностей и общей туристической информацией о достопримечательностях.

Подобный тип проживания на Лофотенах вообще распространен.

Первые рорбу были построены здесь еще 1120 году во время правления короля Ойстена. Жили в них, в основном, местные рыбаки. По понятным причинам, туризма в эти времена просто не существовало.

Изначально все строения в этих местах принадлежали королю, но позже, в следствии «жестокой» необходимости пополнения казны, часть земель с рыбацкими деревушками в комплекте, были проданы купцам и наиболее «проворным» разбогатевшим рыбакам.

Так на Лофотенах появились первые землевладельцы.

Обычно, несколько домиков принадлежало какому-то одному хозяину. В рыболовный сезон он сдавал их приезжающим рыбакам, занимаясь так же снабжением их продуктами и рыболовными снастями. Рыбаки же расплачивались за «теплый прием» своим уловом, сдавая его хозяину рорбу по установленной им же фиксированной цене.

Как и нынче, в мире правил принцип «выгребания жара чужими руками». Рыбакам – морские риски и тяжелая работа, хозяину улов и деньги. Рабочий народец влачил полунищенскую жизнь, густо сдобренную морской романтикой.

Кроме этого, часто менялись правила лова. То одни снасти считались «противозаконными», то другие. То в одном месте можно было ловить треску, то в другом…

Ситуация немного изменилась в сороковых годах ХХ века, когда был принят так называемый «Закон о Сырой Рыбе», запрещающий приемщикам трески самим устанавливать цены. Теперь и рыбачки смогли немного поупражняться в бизнесе, устанавливая минимальную закупочную цену. Да и ловить треску разрешили любыми подручными средствами – хоть сачком для бабочек…

Шло время. За северной экзотикой и природными красотами Лофотенов, сюда, особенно в летний сезон, «потянулись» толпы туристов. И не смотря на то, что массовый лов трески в сезон, существует здесь и поныне, потомки владельцев рорбу поняли, что гораздо выгоднее заниматься туристами, чем исконным морским промыслом. Даже строить отелей не надо, достаточно немного «оттюнинговать» рыбацкие домики. Мороки меньше, а денег значительно больше…

Лишь старые и уже по возрасту «закоренело-непримиримые» рыбаки, развешивая свой улов, прячут в усах слега презрительную улыбку, посматривая на молодое поколение туристических гидов, вывозящих на морскую прогулку очередную «партию чужаков». Для них, это только их Море…


Но вернемся в «нашу действительность».

Договорившись о плавсредстве для наших погружений и немного расчистив снег перед нашим домиком, заселяемся. Пора пообедать и продумать план дальнейших «деяний». Заодно немного подробнее узнать о месте куда мы «попали», благо «свободный» Wi-Fi, дает вполне устойчивую возможность подчерпнуть информацию из «всемирной паутины».


Итак. Лофотены или Лофоте́нские острова́ (норв. Lofoten) — архипелаг в Норвежском море у северо-западного побережья Норвегии. Острова скалисты и разделены между собой в основном узкими проливами. Максимальная высота — 1161 м над уровнем моря. От континентальной Норвегии отделены проливом Вестфьорд.

Площадь архипелага составляет 1227 км², а его население — 24,5 тыс. человек. Основные занятия жителей — рыболовство и овцеводство. Широко известна изготовленная лофотенцами сушёная атлантическая треска.

Архипелаг состоит из нескольких крупных островов и множества островков и скал. Между островами Ферё и Москенесё расположен знаменитый водоворот Мальстрём.

1 декабря 2007 года была открыта дорога E10 (проект Lofast), которая связала крупнейшие острова архипелага с материковой частью Норвегии. Строительство дороги включало в себя сооружение нескольких туннелей и мостов, в том числе одного из крупнейших рамно-консольных мостов — моста Рафтсундет.

Ну понятно, эта обширная информация из Векипедии …

Понятно. Мост Рафтсундет проезжали, трасса E10 – точно была, туннели тоже. Горки – не очень высокие, хоть и снежные – считай «зима на дворе». Вот с водоворотом – интересно. Надо его обязательно посмотреть будет. Считается, что наблюдать его можно даже с окрестных скал…


На утро, отдохнув с дороги начали неспешно готовиться к погружениям. Погода начала портиться. Но пока терпимо.

Загрузились в лодочку. Дошли до места. Местные обещают стенку, уходящую за сорок метров. Выкинулись. Море плещется, снежок меленький идет.

Стенку нашли не сразу, видимость не очень. На 40 «свалились» за минуту, дальше пошли медленнее… Метров с 30 – «естественный» свет «выключили»…

Стеночка достаточно живописная, заросшая вся. Крабы попадаются, актинии всякие, звездочки морские…

Через часа полтора вылезли. Провожатые наши в лодочке мерзнут, красотами своими родными любуются. Вот только метрах в ста пятидесяти от нас.

Буй выкинули… Ну вот, вроде заметили…

Обрадовались, видимо, надоело на ветру мерзнуть…


Ну вот, примерно так и проводили время дальнейшее…

Был правда денек, когда кораблик затонувший искали. К сожалению, буй, обозначающий место его залегания, во время шторма оторвало… Место открытое. Лодочку из стороны в сторону пошвыривает.

Минут сорок поискали. Но, видно не судьба. Да и погода так разгулялась, что еле убрались.

В глазах «аборигенов» севера, беспокойство уже явное проглядывалось…


Продолжение следует... ВСЕГДА.



P.s.


Желающие присоединиться к нашим путешествиям, учебным программам или просто понырять в хорошей компании, могут связаться со мной по телефону: +7 921 796-11-36 (в Санкт-Петербурге)

или по телефону: + 3 725 986 33 99 (в Египте)

или e-mail: club@tech-diving.ru или воспользоваться формой на странице контактов.


Как всегда, тренинги проводит инструктор-тренер TDI/SDI N 8528 Konstantin Nekrassov.


Skype: banderas2070






Читайте в разделе "Путевые заметки":


1.Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer. Часть IV

2.Сан Кристобаль. Галапагосы дайвинг-сафари. Часть II.

3.Таинственный город инков Мачу-Пикчу. Или тайна купленная за один соль...

4. Галапагосы. Дайвинг-сафари и немного об Эквадоре...

5.Синтра (Sintra) и мыс Рока (Cabo da Roca)...

6.Куско - центр Империи инков.

7. Один месяц в дороге, или проездом по Центральной Америке...(Коста Рика, Белиз (Belize), Гватемала(Guatemala))

8. КУБА-далеко...КУБА-РЯДОМ...

9. Обитатели Красного моря…или кого можно увидеть и сфотографировать под водой, за пару недель пребывания в Хургаде .

10. Тайны хрустального черепа...

11. Корсика, драйв-дайвинг сафари.

12.Рускеальский мраморный карьер.

13.Совсем недальние Дальние Зеленцы. Баренцево море - двадцать лет назад.

14.Коста-Рика. Национальный парк Мануэль-Антонио ( Manuel Antonio).

15.Лиссабон. Район за районом… Путевые заметки.

16.Лапа Ягуара ( Jaguar Paw Jungle Resort ). Белиз

17. Погружение на Wreck Hebat Allah. Красное море. Египет.

18. ОКЕАН ВЕЗЕНИЯ...

19. Драйвдайвинг легионеров клуба "ORCA" в Норвегии...

20. Rosalie Moeller wreck .

21. Под водой найден клад!

22. Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель « Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона».

23. Джип-сафари по Сардинии и Корсике.

24.Ралли Шелковый Путь (Silk Way Rally ).

25.Описание дайв-сайтов озер Ленинградской области.

26.Приключения девушки дайвера на островах Индонезии. Алор,Бунакен,Траванган.

27.Дайвинг на островах архипелага Фиджи.

28."Переведи меня через Арно", или прогулки по Флоренции. Часть 1.

29.Испания. Архипелаг Медас. Проездом по Барселоне.

30.Приключения женской части легиона дайвинг-клуба ORCA на Мальте.

31.Проездом через Нюренберг...

32.Дорога в Тикаль. Гватемала.

33.Гоа, поездка в край аюрведы, дауншифтеров и бесконечных песчанных пляжей.

34.Продолжение рассказа о путешествии легионеров клуба ORCA по Эквадору. Галапагосы.Дайвинг-сафари.

35.Джип-сафари по Сардинии и Корсике. Путевые заметки...

36.Прогулки по Лондону. Фото-путеводитель « Не Топ десять - другие достопримечательности Лондона». Часть 2.

37."Китайская мозаика". Путевые заметки о Китае. Часть I.

38.Остров Half Moon.

39.Древние поселения майя Xunantunich (Шунантунич) и Cahal Pech (Каха́ль Печ) в Белизе.

40.Прогулки по Лондону - путеводитель по истории и легендам. Часть 3.

41.Описание дайв-сайтов на озерах Ленинградской области - часть вторая.

42.Прогулка по Виндзорскому замку ...

43.Прогулка по "подводной тюрьме"... Таллинн. Карьер Румму.

44.Мраморный каньон горного парка Рускеала и прилегающие территории.

45.Гуаякиль … Начало дайвинг-сафари на Галапагосах.

46.В царстве акул. Дайвинг-Сафари на Галапагосах. Humboldt Explorer. Часть V

47.Снежная весна на Лофотенах...

48.Прогулка по Венеции...

49.В поисках "эстонской Атлантиды"... Затопленное "Городище" на карьере Rummu.

50.Немного о дайв-сайтах для технического дайвинга в Шарм-эль-Шейхе.